Орехи во рту помогут исправить дефекты речи

irina 27.07.2020 11:47
Орехи во рту помогут исправить дефекты речиВпереди новый учебный год, многие дети впервые идут в школы, и тут родители вдруг спохватываются, что ребенок плохо говорит.

В сентябре количество обращений к логопедам резко возрастает, утверждает логопед-дефектолог Светлана Борисова.

О «сысках» и «фыфках», как помочь ребенку лучше говорить, а также о том, мешают ли дефекты речи будущей карьере – в разговоре специалиста с корреспондентом «Калининград без границ».

- Светлана Викторовна, почему вы выбрали профессию логопеда? Вам приходилось самой в детстве бороться с какой-нибудь логопедической проблемой?
- Моё основное образование – сурдопедагог, потом я переучилась на логопеда, это очень близкие направления.
Почему выбрала именно эту профессию? У моей мамы была подруга «тетя Нина», которую я буквально боготворила – интеллигентная, умная, оригинальная, красивая. Она логопед (до сих пор) и время от времени «по-дружески» помогала мне в освоении звука «Р». Мне было 6 лет.
К тому же, у меня психотип такой - я спасатель. Люблю помогать, всегда дружила с детьми, которые не справлялись с учебной программой. В школах в наше время вместе с простыми детьми обучались и умственно отсталые. Как сейчас помню, одному из таких одноклассников помогала учить таблицу умножения и рыдала, так как не понимала, почему он не может ее выучить … Ну и мама у меня педагог, это тоже сказалось на выборе профессии.

- Какой у вас стаж работы?

- Я закончила институт в 1984 году и все это время в профессии.

- Детей с нарушением речи становится все больше. Как вы думаете, с чем это связано?

- Немцы задались этим вопросом 15-20 лет назад. Они провели скрупулёзные исследования и пришли к выводу, что матери катастрофически мало времени - до 12 минут в день - общаются со своим ребёнком.

- И что же делать?

- Не просто общаться, а делать это целенаправленно. В любом народе есть традиции речевого воспитания. Возьмем русское народное творчество: «ай-люли-люли-люли, прилетали журавли, журавли-то мохноноги, и нашли пути-дороги, они сели на ворота, а ворота скрип-скрип, моя детка спи-спи». Благодаря подобным прибауткам вырабатывается речевой ритм в мозгу - залог хорошей речи. Или сказка: «внучка за бабку – бабка за дедку – дедка за репку». Фольклор. Именно няня Арина Родионовна, рассказывая сказки-прибаутки, привила Пушкину потрясающее владение словом. И он не один такой. Недаром XIX век называют золотым веком русской литературы - поколение аристократов воспитывались нянями, бабушками.
Теперь этот функционал выполняют воспитатели в детских садах и, к сожалению, не всегда хорошо. Раньше почти в каждом саду были логопедические группы, сейчас их количество сократилось.

– Так в чем причина проблем у современных детей?

- В каждом случае –причина своя. Звуки речи – только вершина айсберга. Нейрофизиолог с мировым именем Наталья Бехтерева дала хорошее определение речевым навыкам: прежде, чем мы произнесем фразу, наш мозг должен молниеносно проделать колоссальную работу. И не всегда это просто. Если есть какие-то нарушения в произношении слов – ребёнок нуждается в помощи и поддержке. Причина либо педагогическая, либо медицинская – родовая травма, отклонения в психическом развитии. Бывают случаи, когда дети не различают звуки, «О» и «У» для них звучат одинаково.
Либо ребенок не знает, как правильно ставить язык при произношении. Когда я показываю, например, что при «Л» язык заводится за верхние зубы, звук даётся без труда. Иногда у детей короткая уздечка и после того, как её подрежут, проблема отступает.
В любом случае необходимо обращаться к специалистам, ни в коем случае нельзя ставить диагноз по статьям из Интернета.

- Бытует мнение, что дефекты речи чаще всего наблюдаются у детей, длительное время сосущих соску и даже грудь матери. Это так?

- Частично. Дело не в том, что ребёнок смещает прикус, а в том, что он «застревает» в детстве. Именно поэтому может быть задержка речевого развития. Соска характерна для малыша до 1,5 лет, а потом ее надо забирать. Точно так же, как и в ситуации с горшком. Речь - это определённый уровень психического развития ребёнка, если он «не уходит» из детства, то и мозг подстраивается, не развивается.

- Когда родителям стоит начинать беспокоится по поводу речи у детей?

- Есть такое понятие - возрастная норма. Формирование речи заканчивается к пяти годам. По достижении пяти лет рекомендую родителям показать ребенка специалисту.
Многие взрослые не слышат дефекты речи своих чад. Приходит мама и говорит, что дочь не выговаривает «Р». Я начинаю слушать и выясняется, что ребёнок искажает еще и звуки «С» и «З», «Л».
Чаще всего к логопедам обращаются, когда детям нужно идти в 1-й класс – в 6-7 лет. И вдруг обнаруживается, что ребёнок имеет нарушение фонематического слуха, грамматических форм, работу с ним нужно было начинать раньше.
Бывают и вообще вопиющие случаи. Как-то ко мне обратилась мама 7-летнего мальчика, он вообще не говорил. Причем это была благополучная калининградская семья, с образованными и статусными родителями. Возникает вопрос: почему раньше родители не обратили внимание, что сын не говорит?

- Для устранения дефекта речи сколько надо времени?

- От трех месяцев до двух лет.

- До какого возраста речевые нарушения исправляются достаточно легко?

- До 7 лет. После 11 лет трудно что-либо исправить. Мозг уже не пластичен, нейронные цепочки сложно выстроить. Ко мне обращались родители 15-16-летних детей, которые выбрали профессию и нуждались в постановке звуков. Как правило, звука «Р». Но это как переламывать руку, когда она неправильно срослась. Создать новый стереотип для мозга семилетнего и четырнадцатилетнего ребёнка - разные процессы.

- Нужно ли вообще заниматься исправлением дефектов речи, ведь сейчас общество стало более терпимым к людям с недостатками?

- Дефекты речи могут сказаться на дальнейшей карьере человека. Есть ряд профессий, требующих виртуозного владения речью. Например, нужно иметь хорошую артикуляцию журналисту, педагогу, артисту, руководителям.

- Что должны делать мама и папа, чтобы помочь ребенку достичь результата?

- Выполнять задания логопеда: зык - мышечный орган и регулярные упражнения важны. Желательно, чтобы дома с ребёнком занималась мама или другой значимый для него взрослый. Не отстраняться от проблемы, быть заинтересованными в её решении. Очень важно создать атмосферу успеха и найти причину похвалить: научился сделать упражнение – похвалить, не научился - похвалить за хорошее выполнение старого упражнения.

- В фильме «Карнавал» героиня Муравьевой исправляет свой провинциальный говорок с помощью орехов во рту. Такая методика и на самом деле существует?

- Думаю, да. В наших театральных вузах разработаны великолепные техники, которые помогают даже людям с заиканием. Педагоги, которые владеют этой техникой, дают подписку о неразглашении закрытой методики.

- Как отличить хорошего логопеда от плохого?

- Думаю, что плохих нет, есть более или менее опытные. Нужно обратить внимание на то, насколько быстро логопед определяет характер и степень дефектов речи. Опытный специалист проведёт экспресс-диагностику. Например, воспроизведение фразы «Саша уступил место в троллейбусе старушке» грамотному логопеду скажет о многом. Он сразу определит по ней речевые дефекты ребёнка и расскажет о них родителям, обозначит тактику воздействия. Опытный специалист объяснит суть проблемы.

- Кому вы никогда не посоветовали бы идти в логопедию?

- В последнее время одна из главных мотиваций переучивания на логопеда - это деньги. Люди ошибочно считают, что логопедия – это лёгкий хлеб. Хочу сказать, что это монотонный и достаточно тяжёлый труд, требующий терпения и требовательного отношения к ребёнку. Мотивацией здесь должно быть желание помочь и добиться максимального результата.
Логопед – человек, который хорошо анализирует, интеллектуально развитый. Немножко актёр, потому что в занятия с детьми необходимо вносить элемент игры. Немножко психолог: выбор приёмов работы ориентирован на личность ребёнка. Хороший логопед должен обожать свою работу, развиваться в этой области и просто любить детей!

- Спасибо!



Просмотров:2317

Комментарии