«Сделано в Калининграде»

irina 23.08.2018 16:47
«Сделано в Калининграде» В конце июля 2018 года в Калининградской области принята стратегия развития экспорта до 2025 года. По данным регионального правительства, Калининградская область является одним из лидеров в стране по доле экспорта в валовом региональном продукте, составлявшей в последние годы от 54% до 27%. Правительство рассчитывает, что до 2025 года объемы экспортных поставок могут вырасти, по сравнению с предыдущими годами, на 150-200%.
О том, какая продукция пользуется спросом за рубежом и какую помощь калининградскому бизнесу оказывает Российский экспортный центр в Калининградской области – в разговоре с руководителем центра Александром Пряхиным.

- Александр Валерьевич, в рамках спецпроекта «Калининградский экспертный клуб» обсуждалась тема «Сделано в Калининградской области». Какими путями, по-вашему, можно расширить экспорт?

- Уникальной расположение Калининградской области как раз и позволяет увеличивать и развивать экспорт. Экспорт растет, в этом году его подъем составил свыше 30 процентов. Мы видим увеличение обращений в Российский экспортный центр по получению наших услуг в продвижении экспорта, которых мы предоставляем более ста. Это возможность выйти на экспорт с нуля, поиск партнеров за рубежом, различные финансовые поддержки и субсидии и т.д.

- Какие меры поддержки предпринимаются внутри Калининградской области?

- Это, по большей части, вопрос к разработчикам экспортных стратегий в Калининградской области. На федеральном уровне мы помогаем по внесению изменений в различные нормативные акты – это мостик между региональным бизнесом и федеральными органами исполнительной власти.

- Взаимодействие с большой Россией можно стимулировать?

- Я занимаюсь экспортом, продажей товаров за пределы территории Российской Федерации. Экспортом считается Белоруссия, Украина, Казахстан, Азербайджан, Армения – все страны постсоветского пространства.
Основная проблема компаний, которые только планируют заняться экспортом в том, что они хотят поставлять товар в ближайшие страны – Польшу, Германию, Литву. Но в Европейском Союзе требования к продукции иные. В ряде случаев необходимо пройти сертификацию. Поэтому мы говорим о том, что нужно рассматривать те рынки, которые у нас открываются: китайский рынок, стран СНГ.

- Есть ли у регионального бизнеса проблемы в логистике доставки грузов?

- Существует четыре вида транспорта, которые используются в логистике экспорта – авиационный (самый дорогой, но и самый быстрый), железнодорожный, морской и автомобильный. Тарифы, которые связаны с экспортом, достаточно понятные. Это первое. Второе: есть мера существенной и очень востребованной поддержки – субсидирование, то есть возврат потраченных на транспортировку денег. Для компаний высокотехнологичного экспорта - это 80%, для компаний, поставляющих продукты агропромышленного комплекса по железной дороге – 50%. Этих мер достаточно, чтобы не было никаких сложностей с логистикой.

- В каких направлениях работают компании, которые обращаются за помощью к вам?

- Тут очень интересно. Все уже знают о группе компании «Содружество», которая работает на экспорте зерновых и масленичных культур. Но на сегодняшний день в Калининградской области растет и другой экспорт: высокотехнологичный, различной мототехники, ювелирки, мебели и лесопромышленной продукции Кроме того, в области наблюдается рост импорта среди небольших мебельных компаний – до 30%. Калининградская мебель востребована в Германии. Растет экспорт композитных материалов, их производят две компании. Одна торгует с Казахстаном, другая – со всем миром. Одна из них съездила с нами на выставку в Эмираты. Там очень большие запросы на эту продукцию.
Опять же, продукты питания. Агропромышленный комплекс занимает большую долю экспорта.
На сегодняшний день ведутся переговоры по судостроению, эта отрасль реанимируется. Заказчиками выступают иностранные компании. В регионе есть небольшая фирма, которая делает маленькие суда и прекрасно работает на экспорт. Есть компании, которые имеют компетенцию по строительству крупных судов и уже заключили заказы.

- Куда, в основном, экспортируются товары калининградских компаний?

- Если говорить о продуктах питания, то это близкие к нам страны, страны ЕАЭС – Казахстан, Азербайджан, Армения. В Европейском Союзе есть интерес к калининградскому мёду. Сейчас для нас открывается Китай.
Есть направление, которое наши компании пока не освоили – интернет-торговля. Например, на такой известнейшей торговой площадке, как Alibaba. Пока только две компании с нашей помощью вышли на эту оптовую площадку. Несколько небольших компаний с нашей помощью вышли на замечательный портал – площадку по продаже крафтовых недорогих ювелирных изделий. Штучно продают свои изделия в Америку. Да, несколько десятков штук в месяц, но это экспорт и приятно, что продукция востребована.
В янтарной отрасли мы планируем рассматривать в качестве экспортеров Америку, Канаду.

- Игорем Шуваловым еще в прошлом году янтарщикам была обещана поддержка. Она осуществляется?

- Меры поддержки Российского экспортного центра универсальны практически для всех видов отраслей. Например, поиск покупателя за рубежом. Компания формирует нам заявку, определяет портрет потенциального партнера, и получает перечень компаний, которые могут заинтересоваться калининградской продукцией. Остается только отработать менеджмент. И тут многие наши производители не дорабатывают. Плохой менеджмент, а отсюда невысокая конверсия.
Возвращаясь к мерам поддержки янтарной отрасли: это и поиск партнера за рубежом, и сертификационные процедуры, консультация и помощь в их получении. Например, в Арабские Эмираты была поставлена продукция калининградского производителя – косметика из янтаря. Оказывается, компания не знала, что нужен сертификат на свободную продажу. А мы его выдаем, причем бесплатно. Пока компания к нам обратилась, пока все оформлялось, прошел 21 день. Все это время продукция пролежала на таможенном складе Арабских Эмиратов.
Еще одна мера поддержки - образовательные курсы: они у нас очень профессиональные, от «А» до «Я». Также ярмарочно-выставочная деятельность. В прошлом году мы свозили семь калининградских компаний, работающих с янтарем, на международную выставку ювелирных изделий Amber Trip в Вильнюс. Там был проявлен большой интерес к нашим изделиям, особенно резке по камню-янтарю. Интерес проявляли китайцы, арабы. И наши компании пошли с ними на дальнейшие соглашения по сотрудничеству. Что самое интересное, даже литовцы стали эту продукцию покупать. 
Например, в Америке большой спрос на продукцию из дерева с янтарем компании «Емельянов и сыновья», хотя до контракта пока с ними не дошли. Но на выставках к стенду этой калининградской компании всегда большая очередь. Для экспорта их изделий в Америку есть свои особенности: нужно либо создавать свою сеть, либо встраиваться в уже имеющиеся дистрибьюторские. Сейчас главное – разработать правильную стратегию выхода на американский рынок. Мы совместно работаем над этим вопросом.

- Каковы условия Российского экспортного центра для компаний, пожелавших воспользоваться его помощью для участия в выставках?

- Наши условия - софинансирование. Бизнесу изначально не нужно вынимать деньги из оборота. Например, вкладывать всю сумму в покупку выставочного места. Здесь мы партнеры. С малым бизнесом мы работаем на условиях софинансирования 80 на 20, для крупного - 50 на 50. Это хороший механизм, очень выгоден предпринимателям.

- Спасибо!


Просмотров:1708

Комментарии