Елена Камзолова: История – предмет особого внимания сейчас

irina 04.10.2021 10:45
Елена Камзолова: История – предмет особого внимания сейчасПо мнению учителя истории и обществознания Елены Камзоловой, честность по отношению к ученикам и желание педагога успевать за изменениями в образовании − залог успешной педагогической деятельности. Более 34 лет она в профессии, большую часть из которых преподает в школе № 46 Калининграда. О том, почему стала учителем, что она думает о современных детях и почему так важен её предмет Елена Эдуардовна рассказала в интервью корреспонденту «FreeKaliningrad.ru».

- Елена Эдуардовна, когда вы решили стать педагогом?

- Решение пойти работать педагогом сформировалось ещё в школе благодаря директору и учителю истории Петру Яковлевичу Немцову. Это был человек с очень интересной судьбой, прошёл войну, был разведчиком и очень любил свою профессию, с теплотой и добротой относился к ученикам. Мы это чувствовали. На выбор предмета, в какой-то степени, повлияла и Людмила Николаевна Крюкова, тоже мой учитель.
Я хочу отметить, что часто ребята воспринимают предмет через личность педагога и делают выбор в пользу направления, которое он преподает, но позже оказывается, что это ошибка. Но, конечно, не в моем случае. Я ни разу не пожалела, что стала учителем.

- Помните свой первый урок?

- Нет. Но помню, что было очень сложно и трудно, ведь история - это предмет, который связан с большим объемом материала, важен правильный отбор того, что ты предоставишь детям на уроках. Помню слова папы: «Ложимся спать, ты ещё готовишься к урокам, встаем - ты уже опять готовишься». И ещё запомнила, когда первый раз, к великому своему стыду, повысила голос на ученика. После чего услышала его комментарий, как я выглядела в его глазах. Сейчас этому ученику за 40, я его недавно встречала, у нас отличные отношения. Но его слова пронесла через всю жизнь. И, сколько работаю, стараюсь быть деликатной с учениками, не переходить на личность и не повышать голос. Важно вовремя остановиться, когда ситуация выходит из-под контроля, не поддаваться на провокации.

- Что самое трудное в профессии?

- Наверное, большое количество отчётов. В советские времена, когда мы работали, было немного по-другому. В последние годы, в связи с ситуацией по коронавирусу, очень большая часть работы ушла в онлайн, приходится отсылать отчёты по воспитательной работе, по мероприятиям, это занимает много времени. Особенно при классном руководстве.

- Как вы относитесь к дистанционному обучению?

- Дистанционное обучение, конечно, сильно усложнило жизнь учителей. Минус в том, что слишком много субъективизма. Ты не можешь контролировать честность подготовки детей. Но я считаю, что тот, кто желает учиться, тот будет учиться в любой ситуации честно. Кто не хочет учиться – тот будет отлынивать вне зависимости от формы обучения.
Дистант сложен для учителя тем, что ты должен продумать урок совсем по- другому, не в привычном формате. Нужно подготовить домашнее задание, документы презентации с учётом доступа, чтобы дети могли их открыть и просмотреть. Это раз.
Во-вторых, это не на уроке, когда вызвал одного-двух учеников, выслушал ответ и поставил оценки. Если ты даешь задание ученикам, получаешь ответы онлайн, то должен проверить каждый ответ, отразить в журнале, что занимает огромное количество времени. Учителя и в час, и в два, и в 3 часа ночи вынуждены сидеть за компьютером.
Кроме того, не у всех родителей есть возможность обеспечить обучение онлайн, в семьях разный уровень жизни: кто-то живёт далеко за городом и у него не ловит интернет, у кого-то вообще компьютера нет либо нет средств, чтобы оплатить связь. Приходится как-то выходить из этой ситуации. Некоторые используют мобильные приложения телефона, но это не тот объем, который обеспечивает стационарный компьютер.
В прошлом году у нас была и очная система обучения для старшеклассников, и дистант. Два урока я вела как обычно, два – онлайн. Нужно было перестроиться, подключиться к детям, система не всегда выдерживала, пол урока занимались подключением.

- Какими достижениями своих учеников вы гордитесь?

- Если они состоялись в жизни. Понимаете, выбор жизненного пути - это одна из самых сложных задач. Древние говорили, если хочешь беззаботно жить - занимайся любимым делом. Как это любимое дело выбрать в сегодняшних непростых условиях, когда идёт сокращение привычных специальностей? Поэтому прежде всего я радуюсь, если мои ученики нашли свой путь, им комфортно идти по жизни.
Горжусь теми, кто пошел по моим стопам и выбрал профессию учителя. Например, Лена Игнатова работает в школе №3, участвовала в конкурсе «Учитель года» и даже призналась, что благодаря мне стала учителем. В школе №46 работают мои ученики Юля Пашкевич, Татьяна Меньшинина, Павел Григорьев.
Накануне Дня учителя мы встречались с выпуском 2004 г. Некоторые из них для меня уже не ученики, а настоящие друзья.
Невозможно, чтобы все тебя помнили и за что-то благодарили. Но когда тебя не забывают - это здорово!

- За что вам, как учителю, бывает обидно?

- Обидно, когда чиновники от образования недооценивают труд учителя. Например, когда говорят, что после распада Советского Союза забыт процесс воспитания школьников. Почему он забыт? Он как был так, так и есть! Я считаю, что школа была социальным институтом, который все годы после 1991 воспитывал и формировал подрастающее поколение. Школу тоже лихорадило и лихорадит до сих пор. Но благодаря школьному учителю мы удержали на плаву современное поколение.
Обидно, когда учителей истории ругают за то, что якобы неправильно трактуют историю, неправильно её преподают. Обидно, когда в школу приходят непрофессионалы, заявляют ужасные вещи, позоря профессию учителя. Обидно, что мало внимания уделяется малокомплектным школам. В нашей огромной стране сельские школы закрывались, а чиновники не понимали, что они просто рушат и губят ту культурную среду и преемственность, которая сохраняется именно благодаря этим небольшим учебным заведениям.
И школьному учителю обидно, когда к образованию относятся, как к услуге. Понятно, если давать определение образованию, это не производство материальных благ, это на самом деле услуга. Но…

- Елена Эдуардовна, как вы считаете, ребёнку обязательно нужно получить высшее образование, чтобы быть успешным в жизни?

- Не обязательно. Те же девочки могут найти себя в семье и быть состоявшимися. Каждый находит своё человеческое счастье. Не обязательно это карьера.
У меня был ученик, не буду называть его имя, который после девятого класса отучился на компьютерные технологии в колледже, после чего с головой окунулся в политическую деятельность. А потом понял, что это не его, и вернулся обратно к компьютерам.
Очень сложно выбрать свой путь к профессии. Здесь родители - первые советчики. Были случаи, когда дети переходили в 10-й класс, а по окончании уходили и поступали в колледжи. Стали прекрасными бухгалтерами, поварами. На том же заводе «Янтарь» у нас много учеников, которые закончили КГТУ или техникум при заводе, работают, и это их гармоничная и счастливая жизнь.

- Все чаще мы слышим, что современные дети, так называемое поколение Z, очень отличаются от тех, кто учился в школе 5-7 лет назад. Действительно ли это так?

- Проблема оценки современного поколения существовала во все времена. Своим ученикам я часто зачитываю высказывание философа Древней Греции, в котором он сетует, что дети не уважают старших, непонятно как одеваются. Когда я спрашиваю, о каком времени идет речь, ученики отвечают - о современном поколении. На самом деле это сказано ещё в V веке до нашей эры.
С другой стороны, современное поколение более информировано, более свободно в поведении. Но есть и минусы. Ребёнок
должен проходить постепенную социализацию, а когда в 8-10 лет он знает то, что пока бы рано, ничего хорошего в этом нет.
Раньше учитель был одним из самых главных источников информации, его слушали, открыв рот. Сегодня наиболее продвинутые дети могут знать, то что, например, я не успела прочитать.
Я вижу, что появилось очень много провокационных каналов, которые пытаются сформировать у молодёжи негативное отношение к истории государства, освещают только отрицательные стороны его развития. Многое искажается специально, вбрасывается для того, чтобы разрушить устои нашего общества. Тем более, что мы живём в регионе, о котором очень много споров и точек зрения: на его прошлое, настоящее, будущее.
Задача учителя довести правдивую информацию, апеллируя наборами фактов, учитель должен быть всегда готов к дискуссии.

- У вас есть секрет, как оторвать современных подростков от гаджетов?

- Гаджеты вошли в нашу жизнь, и бессмысленно просто запрещать их. Я считаю, должен быть контроль со стороны государственных структур за тем, что выкладывается в сеть Интернет, особенно когда эта информация направлена на молодёжную аудиторию. Второе: никто не отменял семейное воспитание. Все зависит от ценностей, которые закладываются в семье, а в школе только укрепляются.
А потом, есть много примеров, когда дети, не расстающиеся с телефонами, имеют огромное количество увлечений - занимаются моделированием, спортом, творчеством. Одно другому не мешает.
Я помню, когда мы купили первый компьютер, то с мужем опасались, что сын будет «залипать» в нем. Но тревоги были напрасными. Сын увлекался автомобилями и искал в Сети всё, что было с ними связано - про гонки, автомобильную промышленность, новые марки, тюнинг и другое. При этом всё успевал, много времени за компьютером не проводил.
Важен авторитет родителей. Приучать к дозированному доступу к гаджетам нужно с детства, потом это будет восприниматься в порядке вещей. Часто в автобусах мы видим, как маленький ребёнок играет в игру на телефоне, а мама сама по себе. Ребёнок задаёт ей вопросы, а та вообще не реагирует. Очень много ситуаций, когда малышу вручают телефон, лишь бы не мешал. С детьми нужно общаться, нужно разговаривать, нужно вечерами собираться всей семьей и делиться впечатлениями от пройдённого дня. Именно так закладывается основа поведения ребёнка.

- Как отдыхаете от работы?

- Работа учителя ненормированная. Мозг постоянно в работе: что сделать по классному руководству, как разнообразить уроки, озарения какие-то.
Для меня отдых – находиться с семьей, это мой источник вдохновения. Даже когда занимаюсь приготовлением пищи, выращиванием цветов или подготовкой подарков по случаю. Это всегда дарит радость. Отдыхаю на природе, на свежем воздухе. Ездим с мужем на взморье, обычно очень рано утром, чтобы потом пораньше вернуться и успеть сделать все дела. Отдыхаю в общении с друзьями, коллегами, однокурсниками, со всеми поддерживаю тесную связь, этим живу.

- Дайте вредный совет ученикам.

- Сразу припоминается Остер: «Есть надёжный способ папу навсегда свести с ума…» Вообще-то, как учитель, я больше склонна к полезным советам. Я бы
посоветовала своим ученикам больше спать. Темп жизни и так достаточно серьезный, большие нагрузки, а дети сидят в соцсетях до 4-х ночи.

- Спасибо!





Просмотров:1006

Комментарии