Знакомьтесь: аэропорт Ольштын - Мазуры

freekaliningrad 03.10.2016 11:01
Знакомьтесь: аэропорт Ольштын - МазурыСамый молодой воздушный порт Польши - необходимость или дорогой каприз?

Для большинства из нас понятие «инвестиции» определенно имеет положительные ассоциации. Ведь власти городов постоянно борются за инвесторов, повышают инвестиционную привлекательность, улучшают инвестиционный климат. И эти самые инвестиции призваны делать нашу повседневную действительность комфортнее, обустроеннее, ярче, наконец. И чем абстрактная инвестиция крупнее – тем, казалось бы, лучше. Но...увы, не всегда. В Польше есть тому немало примеров. Так, глава одной из гмин отремонтировал железнодорожный вокзал и перрон, благоустроил прилегающую территорию, а «центр» отменил последний поезд в том направлении...

Денежный дождь из бюджета Европейского Союза вскружил голову польским органам местного самоуправления настолько, что возникли мысли о собственных аквапарках, крупных спортивных комплексах и торговых центрах. И вроде всё это – на благо жителей, ради улучшения качества их жизни. Но построить такой объект (пусть и с привлечением кредитных средств) – еще полбеды, настоящей западнёй становится его содержание, падающее дополнительной нагрузкой на местный бюджет. И, видимо, удачной инвестицией очередной торговый центр или спорткомплекс можно назвать только тогда, когда он не только кормит себя сам, но и приносит доход муниципалитету. Особенно это касается малых городов: чтобы не попасть в ловушку, нужно семь раз отмерить. И, получается, чем крупнее инвестиция – тем большая ответственность лежит на местной власти.

Впрочем, торговыми центрами и аквапарками сегодня никого не удивишь. Они, скорее, есть, чем их нет. А вот, например, аэропортом или даже космодромом в «столице» отдельно взятого воеводства – пожалуй, да. Начиная с 2004 года, то есть со дня вступления в Евросоюз, в Польше открылись четыре новых аэропорта: в подваршавском Модлине, в Свиднике под Люблином, в Радоме и на Мазурах - в Шиманах. С февраля 2014 года в подвешенном состоянии находится бывший военный аэропорт под Гдыней, хотя в ремонт пассажирского терминала и прилегающей инфраструктуры было вложено более 90 млн. злотых (из запланированных 165 млн. злотых). Однако Европейская комиссия оспорила законность выделения этих средств из местных бюджетов. Ни один самолет оттуда пока так и не взлетел, поэтому в июне 2016 года у руководства Гдыни и представителей Поморской особой экономической зоны возникла идея разместить там ...космодром, где совместно с Польским космическим агентством строить и запускать в космос спутники...

По данным газеты «Выборча», пока что, ни один из новых аэропортов, кроме Модлина, не оказался особенно популярным среди авиакомпаний и пассажиров. Только Модлин успешно конкурирует со «старыми» польскими аэропортами. И это неудивительно – растущей столице давно нужен был второй аэропорт, в том числе и для лоукостеров. Аэропорт под Люблином поддерживает одиннадцать постоянных маршрутов, в Радоме на сегодняшний момент осуществляется пять рейсов (Берлин, Гданьск, Львов, Прага, Вроцлав). Хотя все два года с момента его открытия новости оттуда были нерадостные: перевозчики приходили и быстро уходили, расходы на содержание инфраструктуры исчислялись миллионами. Доходило и до курьезов: новенький порт трудоустроил 141 человека, и несмотря на отсутствие пассажиров, люди исправно ходили на работу и получали вознаграждение. Позже стали приглашать желающих на бесплатные экскурсии, чтобы показать аэропортовую «кухню», прокатиться на автобусе по взлетно-посадочной полосе. Кстати, эта полоса пока единственная в стране имеет 100% подсветку LED. И хотя сегодня в Радоме все выглядит вполне обнадеживающе, руководству аэропорта придется прикладывать титанические усилия, чтобы конкурировать с двумя варшавскими "коллегами", до которых всего-то пара часов езды, а также хабом в Лодзи. Потребуется недюжинный талант, чтобы давно привыкших летать исключительно из столицы местных жителей "задержать" в домашнем аэропорту. Но, хочется верить, что это дело времени - иначе зачем затевать столь крупный проект (оценивающийся в 120 млн. злотых) буквально под носом у признанных "акул" в сфере авиаперевозок?

Что касается самого молодого аэропорта Польши - на Мазурах, вблизи Ольштына - то это изначально был стратегический проект воеводских чиновников. Порт чувствовал поддержку властей всех уровней, для них это стало вопросом престижа. Да и аэропортов в восточной части страны не так густо, как на западе. Интересная история порта Шиманы, как и многое на Вармии и Мазурах, имеет немецкие корни.

Из аэропорта Ольштын-Мазуры, открывшегося в январе 2016 года, летает пока только одна авиакомпания - SprintAir. Обслуживает рейсы до Берлина и Кракова. Летом начались рейсы в Мюнхен и Лондон. В планах – Дублин, Осло и Эйндховен. Предпочтения не случайны: администрация Шиман проводила интернет-опрос среди жителей воеводства – куда чаще всего приходится летать из других городов? В опросе приняли участие более 4 тысяч человек. Неожиданности не было. Самым популярным городом назначения оказался Лондон, за ним - Дортмунд, потом - Дублин. В числе востребованных оказались также типично туристические Рим и Барселона.

Появилась информация о том, что рейсами на Вармию и Мазуры заинтересовался один из крупнейших авиаперевозчиков - ирландский Ryanair. И это стало бы настоящим успехом для Шиман, поскольку обслуживание больших самолетов на 180 пассажиров (а не на 33, как в настоящее время) позволило бы порту зарабатывать на себя. По подсчетам экспертов, эксплуатационные расходы порта Ольштын-Мазуры варьируются в пределах 10-15 млн. злотых в год. В ближайшие несколько лет воеводство готово взять на себя эти расходы, подчеркивая, что нужно стремиться к их минимизации и максимальному сокращению срока такой помощи.

Аэропорт в Шиманах - это одна из крупнейших воеводских инвестиций с привлечением средств из фондов ЕС. Ее масштаб - с реконструкцией взлетно-посадочной полосы, строительством всей инфраструктуры, в том числе нового терминала - это 205 млн. злотых, софинансирование из Европейского Союза составило 122 млн. злотых. К этому нужно прибавить еще реконструкцию железнодорожной линии из Ольштына, строительство 1,5 км дороги от трассы до самого терминала.

На торжественном открытии аэропорта воевода Вармии и Мазур от имени президента Польши Анджея Дуды поздравил всех причастных к его созданию, выразив надежду, что воздушное сообщение позволит приблизить красоты воеводства как к польским путешественикам, так и к иностранным туристам. Вице-министр транспорта и строительства Ежи Шмит отметил, что аэропорт - это всегда окно в мир, однако нужно сразу позаботиться о том, чтобы перейти на самоокупаемость и даже больше - приносить доход. Экс-маршалек воеводства Яцек Протас добавил, что порт станет маховиком для развития Вармии и Мазур, а история позитивно оценит этот момент. Нынешняя вице-маршалек Виолетта Сленска-Зыщк подчеркнула, что Шиманы - шаг навстречу ожиданиям жителей региона, работающих за границей, но, кроме этого, еще и магнит для бизнеса, где ценится скорость и транспортная доступность.

"В относительно сжатый срок нам удалось наладить хорошее сообщение с Европой, - говорит сегодня маршалек Варминьско-Мазурского воеводства Густав Бжезин. - Видно заинтересованность нашим аэропортом со стороны перевозчиков. Сутью дальнейшей деятельности является заполнение пассажирами тех самолетов, которые здесь взлетают и садятся".

С января по май этого года Шиманы отправили более 4,2 тысяч человек по маршрутам до Берлина и Кракова. До конца года руководство поставило план - 30 тысяч пассажиров.

И несмотря на то, что аэропорт функционирует с начала года, уже появилась необходима его расширения, поскольку стало очевидно, что на Saab 340 много не заработаешь - нужны Боинги и Эйрбасы. А им нужно существенно больше места - и на полосах, и на стоянках, и для маневров. Проект расширения готов, его суммы не называются.

Да и что, кроме недовольства населения может вызвать эта цифра? Есть ли смысл укрупнять еще не вставший на ноги порт? Но в то же время - сможет ли он без этих мер когда-нибудь окрепнуть самостоятельно?

Хороший вопрос для власти, легко расстающихся с очередными миллионами на головокружительные проекты. Обыватели думают иными категориями, достаточно почитать комментарии под материалами об инициативах власти. Но, пожалуй, и одни, и другие согласятся с тем, что определяющим должен быть все-таки здравый смысл, а не амбиции.

Фото с официального сайта аэропорта Ольштын - Мазуры

Проект софинансируется Министерством иностранных дел Республики Польша.
Публикация выражает исключительно мнение автора и не может считаться официальной позицией Министерства иностранных дел.

logo msz.pngRITA-logo-v-podstawowe.jpg




Просмотров:2283