Пять болевых точек ЖКХ

irina 27.02.2017 18:54
Пять болевых точек ЖКХВ ситуации, когда на рынке услуг управления домами еще мало профессионалов и предостаточно тех, для кого легкие деньги дороже репутации, а государство не в состоянии поставить жилищного инспектора возле каждого дома, единственный выход – самим гражданам брать ситуацию под свой контроль. О том, какие проблемы сейчас терзают ЖКХ Калининградской области – в интервью с исполнительным директором Калининградского регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ – ассоциации «Балтийский Жилищный Союз» Валентиной Зосименко.

- Валентина Геннадьевна, как вы оцениваете ситуацию в сфере ЖКХ сегодня?

 - Ситуация в сфере жилищно-коммунального хозяйства меняется, это однозначно. Правительством РФ вносится очень много поправок и дополнений в законы, которые призваны разрешить накопившиеся проблемы. Уже сейчас в свете принятых изменений все бы складывалось благополучно, если бы новые постановления выполнялись на муниципальном уровне.
Небольшой пример. С 1 января 2017 года вступило в силу постановление правительства №1498, согласно которому коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, теперь перешли в жилищную услугу. То есть правительство отреагировало на жалобы граждан о безобразиях, которые творили УК, раскидывая общедомовые расходы «резиновых» квартир на законопослушных жильцов, таким образом компенсируя свои недоработки. Было много круглых столов и конференций, посвященных этой проблеме, и законодатель внес необходимые изменения.
По заданию Национального центра НП «ЖКХ-контроль» мы начали проводить мониторинг выполнения постановления, для чего собираем квитанции за январь, выставляемые УК. В этих счет-квитанциях должны по пунктам обозначены потребления по всем видам коммунальных ресурсов, потребляемых на содержание общего имущества в МКД.

 - И что показал мониторинг?

- Заметное увеличение оплаты. И тут возникает вопрос: а с какой площади УК берут плату за коммунальный ресурс, потребленный в целях содержания общего имущества дома? Если ресурс холодной воды тратится на содержание подъезда, то должна быть обозначена именно площадь подъезда. А мы видим, что в площадь общего имущества, на которое тратится ресурс, включены чердаки и подвалы, в которых уборка не производится. Причем встречаются дома еще советской постройки, в которых вообще нет ни чердака, ни подвала. Почему управляющая компания насчитывает норматив на всю площадь общего имущества? Кто моет чердак? Есть –ли там электропроводка?

Так же при анализе счет-квитанций возник вопрос: почему норматив потребления ресурса в целях содержания ОИ рассчитывается с кв.м. общей площади собственника, а не с площади ОИ, на который этот ресурс затрачивается, а затем расчет проводится согласно доле в праве собственника на ОИ в доме. Считаю, что этот вопрос надо тщательно прорабатывать, а начать с подробного описания состава общего имущества для каждого дома -неотъемлемой части договора управления МКД, как приложения. А управляющие организации вместо этого пишут одну строчку в приложении – состав общего имущества согласно статьи 36 Жилищного кодекса РФ. И все.

- А как можно определить, приписали лишнюю площадь обслуживания или нет?

- В УК на каждый дом обязательно должен быть техпаспорт, где указана площадь жилых и нежилых помещений, площадь общего имущества МКД, в том числе, чердаков, подвалов, лестничных клеток, лестничных маршей и т.д. Любой собственник помещения МКД имеет полное право прийти в управляющую компанию и истребовать данный техпаспорт дома.
Сейчас с экспертами регионального центра общественного контроля мы будем разбираться с этими незаконными начислениями. В прошлом году мы также разбирались с дополнительными начислениями «Калининградтеплосети» для домов, где не были установлены общедомовые счетчики на тепло. Вот яркий пример, когда, ссылаясь на письма Минстроя, предприятие нарушало закон - суды ими проиграны. А сейчас они делают вид, что не знают, как сделать перерасчет дополнительных платежей. Это что за «незнайки» в муниципальном учреждении сидят?

Причем, ситуация складывалась абсурдная. Жителям, которые получают компенсацию на ЖКХ, вручили компенсацию за апрель и октябрь 2015 года только за несколько дней, а «Калининградтеплосеть» взяла плату за весь месяц. Сейчас Теплосеть не знает, как выполнить решение суда. Так рассчитайте по той же схеме, по которой начисляются субсидии!

- Назовите главные проблемные точки в региональной сфере ЖКХ.

- Самая острая – взаимодействие с ресурсоснабжающими организациями. Люди платят за потребленный ресурс, а им за предыдущие годы в этом году пришли долги. Особенно это касается тех, кто получает субсидии. Если у них долги за предыдущий месяц, то субсидия им не выплачивается. При этом ресурсоснабжающие организации не объясняют – откуда и за какие месяцы появились эти долги. Граждане приходят в РЦОК «ЖилСоюз» с жалобами. В рамках своих полномочий стараемся разобраться.

В связи с новым Постановлением 1498 появляется проблема оплаты сверх нормативного потребления ресурсов в целях содержания общего имущества в МКД. Оплата ложится на управляющую организацию, а из каких средств УК будет оплачивать сверхнорматив? И не получится ли, как раньше, - УК не перечисляли ресурсоснабжающим организациями оплаченные жителями коммунальные услуги.

- Какая вторая проблема?

- Вторая жилищная проблема – недостаточно серьезная работа муниципалитета по разрешению проблем в сфере ЖКХ и отсутствие надлежащего взаимодействия с некоммерческими общественными организациями по разрешению проблем во внесудебном порядке. Почему больше года нужно было разбираться с Теплосетями, чтобы получить решение суда о неправомерных действиях муниципальной организации? Сейчас по постановлению Правительства некоммерческие организации, советы МКД, являются субъектами общественного жилищного контроля. При главе города создали координационный совет. Теперь дело за конструктивным взаимодействием по решению вопросов, связанных с ЖКХ, а не просто заседаний для «галочки», в режиме - «посидели, поговорили и все».

Согласно мероприятиям по энергосбережению в МКД, к 2017 году оплата за тепло должна была уменьшиться на 40% за счет модернизации, установки счетчиков. А на деле граждане получили много проблем. Во многих домах жители не могут пользоваться и распоряжаться общим имуществом в своем доме, т.к. муниципалитетами это имущество отчуждалось без решения общего собрания собственников в МКД. Как сделать управление домом эффективным? Для начала при содействии муниципалитетов определиться, как вернуть общую собственность в многоквартирном доме жильцам в досудебном порядке.

- Что ставите на третье место?

- Третья проблема – низкая активность собственников. Жилищный кодекс обязывает собственников создать в своем доме Совет МКД. И как уже говорилось, Совет МКД является субъектом общественного жилищного контроля и в рамках этого может на законных основаниях контролировать выполнение УК обязательств по договору управления домом.

Еще одна проблема – УК. После получения лицензий управляющие компании как будто «с катушек съехали», вообще перестали собственников в упор замечать. Например, самовольно распоряжаются нежилыми помещениями. Они продаются-перепродаются, и неизвестно кто платит за их содержание. У нас есть жалобы, что собственники нежилых помещений не платят за капремонт, за ОДН. Уже были арбитражные суды.

И здесь нужно разбираться на уровне муниципалитета. Потому что муниципальная власть, по Жилищному кодексу, отвечает за весь жилой фонд.

- В этом году калининградцы жалуются на резко возросшие счета за отопление в связи с установкой счетчиков.

- Совершенно верно, общедомовые счетчики - еще одна проблема. В старом фонде, если нет модернизации внутридомовой системы, деньги жителей будут «вылетать в трубу», поэтому люди и удивляются, почему с общим счетчиком на тепло приходится платить больше.

Реформа ЖКХ началась не вчера. Не секрет, что в жилой фонд деньги по большому счету не вкладывались. Эта проблема начала решаться только с принятием региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Сейчас видим, что утепление фасадов домов, модернизация инженерных сетей, установка приборов учета ресурсов неизбежно приведет к снижению затрат на коммунальные ресурсы. При этом, несомненно, должна возрастать ответственность и управляющих организаций и самих граждан, проживающих в многоквартирных домах.

А роль муниципалитетов организационно помогать и активным жителям многоквартирных домов, и добросовестным управляющим организациям, вовремя решая возникающие проблемы, не доводя их до возможных социальных конфликтов.


Просмотров:686

Комментарии